В жизни каждого ребенка, начинающего посещать детский коллектив, начинается непростое время для его иммунной системы и еще более сложное время для его родителей. Физиологический процесс трудностей адаптационного периода, зачастую неправильно трактуемый родителями и врачом, наблюдающим маленького пациента, становится камнем преткновения. Результатом этого является не только необоснованная лекарственная терапия, но и частое исключение ребенка из процесса социальной адаптации к коллективу, прекращение физиологического процесса бытовой иммунизации и замедления «созревания» факторов иммунной защиты. Одной из причин неблагоприятной адаптации является повышенная заболеваемость детей острыми респираторными инфекциями (ОРИ), что ещё в большей мере затрудняет процесс адаптации посредством негативного воздействия на психоэмоциональную систему ребёнка.
Наибольшая частота заболевания ОРИ отмечается в первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Следовательно, с одной стороны, необходима комплексная подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения, с другой - важно обеспечить рациональную адаптацию ребенка к условиям организованного коллектива.
В подготовительный период (за 1-2 месяца до начала посещения детского сада) в систему подготовки ребенка к дошкольному учреждению входит следующий комплекс мероприятий.
1. Встреча родителей ребенка с персоналом дошкольного учреждения.
В ходе встречи с заведующей дошкольным учреждением, медицинским работником, воспитателем родителям необходимо составить представление о том, насколько ребенок соответствует требованиям и особенностям работы дошкольного учреждения по таким вопросам, как:
режим дошкольного учреждения;
характер питания;
навыки самообслуживания;
проведение закаливающих процедур;
гимнастика;
гигиенические требования к одежде и обуви и др.
2. Оформление медицинской справки о состоянии здоровья ребенка
(форма 1 здр /у -10)
Для получения медицинской справки для ребенка при подготовке к поступлению в детское дошкольное учреждение необходимо обратиться к участковому педиатру, который проведет следующий комплекс мероприятий:
проведение осмотра ребенка;
определение особенностей состояния здоровья ребенка;
определение медицинских специалистов, консультации которых должен получить ребенок;
оценка состояния вакцинации (получение прививок по календарю);
назначение необходимых лабораторных обследований;
оформление заключения о состоянии здоровья ребенка;
прогноз характера и длительности адаптационного периода;
выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка - это документ, отражающий все характеристики здоровья ребенка, особенности его развития, список перенесенных заболеваний и т.д. Данная форма заполняется педиатром, включает заключения узких специалистов, результаты лабораторных обследований и перечень профилактических прививок, которые были сделаны ребенку, реакции на них, а также некоторые дополнительные сведения о здоровье ребенка и индивидуальных особенностях его организма.
3. Работа с ребенком перед поступлением в дошкольное учреждение.
После встречи родителей с персоналом дошкольного учреждения и осмотра ребенка педиатром на этом этапе подготовительной работы необходимо с учетом готовности ребенка попытаться обучить его недостающим навыкам и умениям. Родителям следует позаботиться о том, чтобы к моменту начала посещения детского сада ребенок уже обладал минимальными навыками самообслуживания:
кушать и правильно вести себя за столом
одевать и снимать одежду;
обувать и снимать обувь;
заправлять постель; пользоваться туалетом, мыть руки,
чистить зубы и ухаживать за полостью рта и др.
Наряду с этим, следует приступить к выполнению рекомендаций педиатра, среди которых особое значение имеют:
рациональный режим нагрузки на органы зрения;
санация хронических заболеваний носоглотки;
санация полости рта и лечение кариозных зубов.
4. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Основные мероприятия, позволяющие ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям дошкольного учреждения включают:
постепенное вхождение ребенка в коллектив дошкольного учреждения: продолжительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении вначале должна быть несколько часов, затем - полдня, потом - целый день;
создание дома режима дня, близкого к режиму в дошкольном учреждении;
поощрение самостоятельности дома (одевание и снятие верхней одежды, обуви, заправка постели и т. д.);
продолжение закаливающих процедур (воздушные ванны, водные процедуры, посещение бассейна и т. д.);
доброжелательный настрой ребенка на дошкольное учреждение (формирование у ребенка положительного отношения к другим детям, воспитателю, режиму дошкольного учреждения);
Для предупреждения формирования частых и длительных случаев заболевания ОРИ целесообразным является комплекс профилактических мероприятий, включающий:
создание условий, благоприятных для предупреждения возникновения и распространения ОРИ по месту жительства (соблюдение режима проветривания, отсутствие сквозняков, благоприятные условия сна (отсутствие перегревания/переохлаждения, полный отказ от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится);
формирование у ребенка и соблюдение в его окружении «этикета» кашля, чихания;
обучение ребенка правильному очищению полости носа, умению пользоваться носовым платком;
закаливание детей с использованием воздушных ванн и водных процедур;
занятие утренней гимнастикой и общеукрепляющими физическими упражнениями;
полноценное сбалансированное питание по питательным веществам (белки, жиры, углеводы), витаминам и микроэлементам;
санация хронических очагов инфекционной природы в полости носоглотки, ротоглотки, лечение кариозных зубов;
оздоровление ребенка от глистных инвазий;
лечение заболеваний желчевыводящей системы;
лечение дисбактериоза кишечника;
использование местных (интраназальных) средств защиты (мазей);
назначение адаптогенов животного и растительного происхождения;
применение физиотерапевтических процедур: ультрафиолетовое облучение, лазеротерапия, массаж и др.;
вакцинопрофилактика инфекционных болезней в соответствии с календарем прививок и по специальным показаниям (против гриппа, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и др.).
При необходимости врачом-педиатром определяются показания к проведению «химической» иммуномодулирующей терапии в период сезонного подъема заболеваемости.
5. Мероприятия, при возникновении заболевания ОРИ в дошкольном
учреждении.
Ребенок, больной ОРИ, подлежит изоляции. Изоляция осуществляется на дому или в инфекционном стационаре (госпитализация). В большинстве случаев больные ОРИ изолируются на дому. Госпитализация в инфекционный стационар осуществляется по клиническим и эпидемическим показаниям.
клинические показания к госпитализации - тяжелые и среднетяжелые формы инфекции.
эпидемические показания к госпитализации: невозможность обеспечения изоляции на дому и организации соответствующего режима; проживание больных в общежитии и т.п.
Выписка из стационара (решение вопроса о выздоровлении при лечении на дому) осуществляется после клинического выздоровления.
Реконвалесценты допускаются в коллектив после клинического выздоровления и прекращения изоляции (в случае инфекционных заболеваний).
Диспансерное наблюдение осуществляется в случае перенесения осложненной формы ОРИ. Сроки диспансерного наблюдения определяются состоянием здоровья реконвалесцента.
В группе дошкольного учреждения, где выявлен больной ОРИ, усиливают медицинское наблюдение за детьми с целью своевременного выявления вновь заболевших. Проводится осмотр носоглотки, оценка общего состояния и измерение температуры тела.
Успешная подготовка ребенка к посещению дошкольного учреждения неразрывно связана с рациональной профилактикой острых респираторных инфекций и включает: системную подготовку ребенка к посещению детского дошкольного учреждения; реализацию комплекса профилактических мер среди детей в возрасте 0-4 года; индивидуальный подход к профилактике ОРИ у детей (выделение лиц с высокой частотой заболевания ОРИ - 4-6 раз и 7-10 раз и более в течение года) и др.
раскрыть » / « свернуть